Депутаты решили сохранить заявительный порядок регистрации иностранцев
17 февраля 2015
Законопроект, внесенный Яровой и ее коллегами в октябре 2013 года, предлагал ввести разрешительный порядок регистрации иностранцев по месту жительства. В случае его принятия регистрация для этой категории граждан стала бы возможной лишь при соблюдении учетной нормы площади жилья на одного человека – это минимальный размер площади жилого помещения на одного человека, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан жильем (ее определение дается в статье 50 Жилищного кодекса). Законопроект позволил бы решить проблему «резиновых квартир», считали его авторы.
Члены комитета и авторы проекта согласились, что нужно вводить некие нормы жилплощади, но регистрировать иностранцев в жилых помещениях или в иных местах, не привязывая это к разрешению на регистрацию, пояснил суть новой редакции проекта Вяткин. Разрешительная система регистрации, по его словам, вводиться не будет: это потребовало бы очень серьезной перестройки работы Федеральной миграционной службы (ФМС). «Одно дело – зарегистрировать по уведомлению и совсем другое – решить вопрос, можно разрешать регистрацию или нет», – отметил депутат.
Новый вариант законопроекта уже написан, он будет внесен в Госдуму после согласования с ФМС, поскольку этой службе предстоит исполнять его, сообщил зампредседателя конституционного комитета. Комитет несколько раз откладывал обсуждение инициативы, хотя ее неоднократно включали в повестку его заседаний. Было готово отрицательное заключение на проект. В понедельник принятие решения по законопроекту вновь было отложено в ожидании переработки документа.
До сообщения Вяткина о скором внесении новой редакции законопроекта председатель конституционного комитета палаты Владимир Плигин предлагал провести с авторами инициативы переговоры об отзыве инициативы.
Инициатива не согласуется или явно противоречит нескольким действующим законам, сказано в заключении комитета. В частности, предложенное ограничение права собственника на заключение договоров найма жилого помещения не согласуется с положением о правах собственника, предусмотренным Гражданским кодексом. А введение регистрации иностранцев по месту жительства при соблюдении учетной нормы жилой площади будет означать замену действующего уведомительного порядка миграционного учета разрешительным – это прямо противоречит закону о миграционном учете и не будет способствовать получению властями актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, чего хотели добиться авторы законопроекта, считает комитет. Кроме того, проект не позволит усилить миграционный контроль, так как предполагает ограничение количества регистрируемых иностранцев лишь в жилых помещениях, но не исключает их регистрации в нежилых помещениях, которая также правомерна, резюмирует комитет.
Правило, позволяющее регистрировать иностранцев в нежилых помещениях и без учета норм жилой площади, позволило оказать гуманитарную помощь гражданам Украины, покинувшим свою страну из-за войны, сообщила в письме в комитет Федральная миграционная служба (ФМС) – она также не поддержала проект. Разрешительный порядок регистрации иностранцев был отменен законом о миграционном учете, который должен был обеспечить миграционную привлекательность России, напомнила ФМС. В случае принятия документа закон о миграционном учете нужно будет концептуально переработать; кроме того, потребуется создать механизм контроля за соблюдением правил вселения иностранцев, сказано в письме службы. Она также напомнила о решении Конституционного суда, который постановил, что регистрация в России не может быть разрешительной – это лишь способ учета граждан в пределах страны.
Инициатива не требуется и для решения проблемы «резиновых квартир»: для этого принят специальный закон, напомнила ФМС. В 2014 году служба направила 1995 материалов для возбуждения уголовных дел за фиктивную регистрацию по месту жительства и пребывания, сказано в письме ФМС, возбуждено 406 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечено 83 человека.
По материалам РБК