Основные изменения в миграционном законодательстве Российской Федерации. Применение закона в г. Москве

15 Января 2007

С 15 января 2007 года вступает в силу новое миграционное законодательство - Федеральные законы о миграционном учете (№ 109), о внесении изменений в ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (№ 110) и в Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 189).

Новые законы ориентированы на урегулирование миграционных процессов, в т.ч. трудовой миграции.

1. Регистрация иностранных граждан по месту пребывания упраздняется, водится - "миграционный учет" (МУ), имеющий уведомительный характер. При этом на иностранцев возлагается обязанность предоставлять о себе достоверные сведения. За несоблюдение правил миграционного учета предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с выдворением за пределы страны или без такового.

Учет по месту пребывания обязателен для всех иностранных граждан (ИГ), за исключением иностранцев, прибывших на срок не более 3 дней. Основанием для постановки на МУ является факт въезда ИГ в Россию. Основания для снятия с МУ - факт выезда.

Иностранные граждане, прибывшие в место пребывания, обязаны в течение 3 рабочих дней со дня прибытия встать на миграционный учет. Постановка иностранцев на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом ФМС уведомлений об их прибытии. В этих целях иностранец по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту, а потом получает от неё отрывную часть бланка уведомления о прибытии. Принимающая сторона в установленные сроки представляет уведомление в орган ФМС непосредственно или по почте, и передает отрывную часть бланка иностранцу.

При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии в орган ФМС, это уведомление должно быть принято органом ФМС непосредственно от иностранца.

Иначе говоря, понятие "принимающая сторона" полностью сохранилось и её наличие для иностранца обязательно.

Отметка в отрывной части уведомления, проставляемая органом ФМС или почтой является подтверждением законного пребывания иностранного гражданина на территории России . Снятие с учета производится органом ФМС после получения от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии, с указанием в этой части бланка даты убытия иностранного гражданина из места пребывания.

Отрывная часть бланка должна быть направлена принимающей стороной не позднее 2 дней с момента фактического убытия иностранца.

2. Вводится принципиально новый порядок оформления разрешительных документов для работы иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда, при этом для стран т.н. "дальнего" зарубежья сохраняется прежний порядок оформления.

Иностранный гражданин, прибывший из страны с безвизовым режимом въезда, подает заявление в УФМС по г. Москве о выдаче ему разрешения на работу лично, через организацию, осуществляющую трудоустройство иностранного гражданина, либо через лицо, выступающее в качестве его законного представителя. Представляет паспорт (документ, удостоверяющий личность), миграционную карту и квитанцию об оплате пошлины. Отказ в приеме заявления не допускается. Заявление рассматривается в установленный законом срок - не более 10 дней. Работодатель может использовать труд иностранцев из стран "ближнего" зарубежья без оформления разрешения на привлечение и использования иностранной рабочей силы, но с обязательным уведомлением в письменной форме органов ФМС и занятости населения.

Квота на выдачу таких разрешений может устанавливаться Правительством РФ, в том числе с ограничениями по профессии, квалификации, специальности и странам происхождения иностранных работников, а также с учетом региональных особенностей рынка труда.

Если разрешение на работу выдается на срок свыше 90 суток, заявитель в течение 30 суток со дня получения такого разрешения должен представить в орган ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него ВИЧ-инфекции и иных, опасных для окружающих заболеваний в соответствии с перечнем утвержденным Правительством Российской Федерации.

3. С 9 ноября т.г. введены новые административные санкции за нарушение миграционного законодательства (в части, касающейся правил миграционного учета, новые санкции вступают в силу с 15 января 2007 г.).

Основными особенностями, которые были внесены в КоАП РФ, явилось увеличение размеров штрафов, установление ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев, нарушение правил привлечения иностранцев к трудовой деятельности. Была введена ответственность за предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета. Особо необходимо отметить, что в связи с вступлением нового закона устанавливается административная ответственность за каждого незаконного иностранца принятого или взятого на работу.

За нарушение миграционного законодательства РФ предусмотрены штрафы в размере:

- на иностранных граждан - от 2000 до 5000 руб.

- на граждан РФ, принимающих иностранцев - от 2000 до 4000 руб.

- на должностных лиц - от 250000 до 500000 руб.

- на индивидуального предпринимателя - от 350000 до 800000 руб.

- на юридических лиц - от 500000 до 800000 руб

 

Информация предоставлена Пресс-службой УФМС России по г. Москве